(Сретенский Иван Иванович; 1768, г. Кашин, Тверской губернии - 1 марта 1827, имение Барсуки близ г. Могилёва), архиеп. Могилёвский и Витебский. Род. в семье дьячка. В 1791 г. окончил Тверскую ДС, исполнял обязанности учителя певчих при тверском архиерейском доме и одновременно служил иподиаконом. В 1795 г. пострижен в монашество и рукоположен во диакона, затем во иерея к домовой церкви тверского архиерейского дома. Последовательно занимал должности ризничего, казначея, экзаменатора ставленников, а также «присутствующего в архиерейской походной конторе».
14 мая 1796 г. И. был назначен настоятелем старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В 1798 г. возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни Одновременно с 1799 г. исполнял обязанности благочинного монастырей Тверской епархии, присутствующего в консистории епархии. 1 марта 1800 г. назначен настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря. Был также префектом Ростовских духовных уч-щ. В 1802 г. стал ректором Ярославской ДС. С 24 окт. 1808 г. исполнял обязанности настоятеля Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря и одновременно ректора Тверской ДС.
21 нояб. 1810 г. И. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Особо заботился о Горицком в честь Воскресения Господня монастыре, 11 июля 1811 г. в Новгороде возвел в игуменьи мон. Маврикию (Ходневу), к-рая ввела в обители общежительный устав. 6 июля 1813 г. И. возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. Основное время и силы посвящал восстановлению церковной жизни, храмов и мон-рей епархии, многие из к-рых были разрушены или разграблены в результате нашествия франц. войск в 1812 г. В этом ему пригодился хозяйственный опыт, приобретенный ранее на поприще монастырского служения. Мн. клириков И. спас от бедственного положения, добиваясь от властей выдачи пособий на восстановление хозяйства. Не дожидаясь окончательного завершения ремонтных работ в корпусах Смоленской ДС, И. объявил о возобновлении занятий в сент. 1813 г. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому ученики во время занятий были вынуждены сидеть на полу. Нередко И. приходил в семинарию и своим словом поддерживал воспитанников и преподавателей, также находившихся в стесненных условиях. К кон. 1813/14 уч. г. курс наук уже преподавался в полном объеме. С целью более качественной подготовки кандидатов в священство в 1817 г. И. произвел преобразования в Смоленской ДС в соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. Семинария с подведомственными ей уч-щами вошла в Киевский учебный окр., а в 1819 г. была переведена в С.-Петербургский окр. Согласно уставу, утвержденному И., обучение в Смоленской ДС продолжалось в течение 6 лет на 3 отд-ниях: низшем, среднем и высшем, по 2 года на каждом. В низшем отд-нии изучались словесные науки и всеобщая история; в среднем - философия, математика и физика; в высшем (богословский класс) - богословские дисциплины и церковная история. Во всех отделениях преподавались греч., нем. и франц. языки, а в среднем и высшем - также древнеевр. язык. Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре. В 1819 г. по инициативе И. в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества. За короткое время архиерею удалось собрать для нужд об-ва 5 тыс. р.
7 июля 1821 г. И. был назначен на Могилёвскую и Витебскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С первых дней управления епархией проявил себя как ревностный исполнитель распоряжений гражданской и церковной власти. Во мн. резолюциях И. встречаются подробные ссылки на законы, время их издания и нормы применения, он строго следил за выполнением всех предписаний. Так, вопреки указу Святейшего Синода до И. в епархии отсутствовали должности благочинных по мон-рям. По благословению И. в 1823 г. эти должности были учреждены и на них назначены опытные служители из среды монашествующих. И. подготовил для благочинных специальную инструкцию, состоявшую из 15 пунктов и 5 приложений к ним. В частности, благочинным предписывалось «изведать Устав братии, их жительства, опрятности как в кельях, так и в платье их, трезвости, честности и послушания настоятелю, словом, так ли они живут, как правила… повелевают и Духовным регламентом предписано, ибо чин монашеский в древние времена был всему христианству зерцало и образ покаяния и исправления» (Могилёвская епархия. 1910. С. 117). В др. пунктах инструкции записаны обязанности благочинных следить, чтобы монашествующие «по прихотям своим» ненужных построек «не вщинали», чтобы в трапезе братской «неопустительно присутствовало чтение, дабы при насыщении телесном насыщаться и душеполезными наставлениями», и «чтобы монастыри удалялись от излишнего и непотребного гостеприимства» (Там же. С. 118). Благочинные обязывались регулярно представлять обстоятельные отчеты о состоянии подведомственных им мон-рей.
Большое значение для Могилёвской епархии имела инициатива И. по отмене запрета на строительство деревянных храмов, с к-рой он обратился в Синод. Бедность прихожан и почти полное отсутствие в пределах епархии правосл. помещиков привели к тому, что мн. храмы пришли в ветхое состояние или пострадали при пожарах. На возведение каменных церквей не хватало средств, а строительство деревянных запрещалось, в результате чего приходы оставались вообще без храмов. Ходатайство И. было удовлетворено. Архиерей проявлял заботу о нуждах священно- и церковнослужителей, обращаясь в Синод с просьбами об увеличении их денежного содержания. Под его непосредственным руководством в 1823 г. было учреждено епархиальное попечительство о бедных духовного звания. При И. насельники Макариева Успенского Чонского мон-ря близ Гомеля во главе с настоятелем перешли из старообрядчества в единоверие.
Обладая величественной внешностью, И. совершал богослужения с особой торжественностью и благоговением, ездил по епархии в карете, украшенной тончайшей резьбой с позолотой. Скончался в загородном архиерейском доме в имении Барсуки. Тело его было перенесено сначала в Иосифовский кафедральный собор в Могилёве, а после отпевания погребено в Спасской ц., месте упокоения Могилёвских архиереев.